«Государство и уроборос»: что означает «желтый» режим и кого же не будут пускать в Золотое-4 и Катериновку?

Волонтеров и общественные организации не будут пускать в Золотое-4 и Катериновку, о чем сообщили на «горячей линии» ООС. Эта тревожная новость связана с тем, что в зоне проведения Операции объединенных сил был введен режим «желтый». Но что же означает этот новый режим, какими будут правила проезда и доставки гуманитарной помощи и кого коснутся ограничения? Координатор программ мониторинга и документирования нарушений прав человека благотворительного фонда «Восток-SOS» Евгений Васильев попытался разобраться и, кажется, окончательно запутался. Вот что ему удалось узнать.

Как же все-таки налажено сотрудничество между рядом ведомств и государственных структур, которые созданы в помощь нам и должны облегчить жизнь обычных людей? К этой истории можно придумывать бесконечное число заголовков. Но мой коллега Максим Моисеенко облегчил мне задачу и озаглавил ее так: «Государство и уроборос».

Уже многие слышали о разведении сторон в Золотом и Катериновке. А также, многие слышали и о введении с 30 октября 2019 года режима «желтый» в районе проведения Операции объединенных сил, то есть по всей территории Донецкой и Луганской областей. Чтобы разобраться, что предусматривают новые правила, мы не стали отправлять информационные запросы на каждое ведомство или министерство, а выбрали самый обычный и простой вариант – телефон. Это тот вариант, которым каждый день пользуются тысячи граждан, чтобы быстро получить волнующую и интересующую их информацию.

Причиной беспокойства стала информация от жителей Золотого и от представителей таких же организаций как наша, что в Золотое и Катериновку не пропускают волонтеров. Ну и нам как организации, которая шестой год оказывает помощь по всей линии разграничения, в том числе в Золотом-4 и Катериновке, стало интересно чем же режим «желтый» отличается от «зеленого» (который действовал до этого) какие изменения это повлечет в работе, в первую очередь, гуманитарных организации и как это будет работать в целом.

Ну, пойдем по порядку. Единственный вопрос, который мы задали всем, кому смогли дозвониться, звучал так: «Как мне, представителю благотворительного фонда «Восток-SOS», попасть в Золотое-4 и Катериновку в связи с вводом режима «желтый»?»

☎ Первый звонок делаем в пресс-центр ООС, телефон находим на официальной странице «Операція об’єднаних сил / Joint Forces Operation» в фейсбуке. Там получаем такой ответ:

– Сейчас введён режим «желтый», который предусматривает возможность проезда в эти населенные пункты людей, имеющих местную регистрацию.

Там же мне посоветовали обратиться в структуру Гражданско-военного сотрудничества. А дальше в разговоре мы пришли к решению, что на мои вопросы могут ответить операторы call-center ООС. Мне продиктовали два номера, которые мне бы сложно было найти самому.

☎ Звоню по одному из номеров в call-center ООС. Мой вопрос все тот же. Мгновенный ответ удивляет меня:

– Просто! Едете в Золотое-4, – сообщает голос в трубке. И добавляет: – Вчера был по этому вопросу разговор на совещании. После того, как участок разведения оставляют ВСУ, ее под контроль берет Национальная полиция Украины. Они выставили свои патрули, у них в здании школы или клуба находится участок. С ними предварительно вы должны согласовать, по каким вопросам вы едете в Золотое-4 и Катериновку. Они вас проверяют, после этого в сопровождении доставляют туда, куда вам нужно. На совещании представитель Национальной полиции Украины сказал, что волонтеров пускать будут, проблем не возникнет, но, главное, нужно чтобы они мотивировали необходимость пребывания там.

– Теперь по всем вопросам обращаться в Национальную полицию Украины? – уточняю я.

– Да! Теперь прямо в Золотом-4 находится участок и там есть участковый», – получаю уверенный ответ.

☎ Ну, и как вы понимаете, следующий звонок был уже представителям Национальной полиции Украины в Луганской области. Первым я решил вызвонить участкового. Но в трубке звучала стандартная фраза от Vodafon, что абонент не на связи. Я пытался еще несколько раз дозвониться до абонента, но мои потуги не увенчались успехом – я так и не услышал голос участкового. Позже, уже в разговоре с другим представителем Национальной полиции, мне сообщили, что участковый дежурит на блокпосту.

☎ Следующий звонок уже был в дежурную часть Отделения полиции г. Горское Луганской области. Повторяю свой вопрос, но теперь добавляю полученную от операторов пресс-центра и call-center ООС информацию, что в связи с разведением сторон контроль территории осуществляется представителями Национальной полиции Украины. Представитель полиции мгновенно меня поправляет и у нас происходит такой диалог:
– Совместно с представителями госпогранслужбы Украины. Ну, и, как бы, проезд туда есть.
– И любой человек может проехать в Золотое-4 на данный момент?
– Я туда не ездил. У меня такой информации нет. Хотя я сам живу в Золотом, я местный. Кто что говорит! Кто говорит, что пропускают только тех, кто там прописан и проживает. Кто говорит, что всех пропускают. Но я не владею такой информацией. Знаю, что туда люди ездят и проблем с этим нет.
– А к кому обращаться таким организациям как наша? Где получить информацию, если сейчас ООС не занимается этими вопросами?
– В этом вопросе я не могу вам помочь. У меня нет такой информации.
– А может, знаете куда стоит обращаться?
– Ну это вам надо ехать сюда.
– На месте узнавать?
– Ну конечно!

☎ Следующий звонок в Попаснянский отдел полиции:
– Как мне, представителю благотворительного фонда попасть, в Золотое-4 и Катериновку? Представители ООС мне сообщили, что после разведения сторон контроль территории осуществляет НПУ и теперь нужно обращаться к ним.
– Там же КПВВ «Золотое» и они, пограничники, пропускают по пропускам.
– По каким пропускам?
– В военно-гражданской администрации берете пропуск, если вы не местный житель.
– А чем это регулируется?
– Я вам сейчас дам номер Горского отделения полиции.
– А я уже туда звонил, и мне там не помогли.
– Смотрите! Мы – Попаснянский отдел полиции и несем службу в Золотом-4 и Катериновке. А пропускают на КПВВ, это пограничники! Мы к ним не относимся вообще, к пограничникам.
– А если я не хочу ехать через КПВВ? Там есть дороги не через КПВВ?
– Уже вы не проедете, все перекрыто.
– Теперь только через КПВВ, и нужно связываться с пограничниками?
– Да!

☎ Звоню в контактный центр Государственной пограничной службы Украины. Задаю все тот же вопрос. Здесь разговор получился очень короткий. Оператор просто посоветовала обратиться в координационный центр Краматорск или координационную группу Старобельск. И продиктовала мне два номера.

☎ В координационный центр Краматорск и координационную группу Старобельск я пытался дозвониться два дня. Но там то занято, то не берут трубку, то абонент временно не на связи.

Пытаюсь искать зацепки дальше. Если не местный хочет попасть в Золотое-4 и Катериновку, ему нужно получить пропуск в местной ВГА. Выбираю длинный путь. Так бы это сделал любой, у кого нет контактов ВГА Золотого и Катериновки, ведь у многих просто не получится найти прямые контакты ВГА.

☎ И вот я звоню туда, где точно должны знать контакты ВГА Золотого и Катериновки, – на горячую линию областной военно-гражданской администрации. Но оператор не находит контактов и предлагает позвонить в Попаснянскую районную администрацию, чтобы узнать там.

☎ Звоню в Попаснянскую районную администрацию, где мне сразу предлагают личный номер и.о. главы военно-гражданской администрации Золотого и Катериновки.

☎ Тут же мне перезванивает оператор горячей линии ОВГА и сообщает, что нашла два номера на сайте администрации, по которым можно связаться с ВГА Золотого и Катериновки. Теперь у меня есть два номера ВГА Золотого и Катериновки и один личный и.о. главы.

☎ Звоню по порядку. Один номер не обслуживается.

☎ Второй телефон находится у человека, который когда-то работал в ВГА.

☎ Остается личный номер и.о. главы ВГА. Дозвонился без проблем и сразу. Коротко излагаю суть вопроса уже с новыми водными, полученными в процессе общения. Моя двухминутная презентация вопроса обрывается простым ответом:
– Я лично непосредственно занимаюсь хозяйственной деятельностью ВГА. Но я не военнослужащий.
– Но вы как представительница местной власти обладаете информацией? Потому что мне сказали, что ВГА выдает пропуск для проезда в Золотое-4 и Катериновку.
– Первый раз об этом слышу, что мы выдаем пропуск! Тут просто есть штаб может быть они решают. Но я не выдаю!
– Так как же все-таки можно попасть в Золотое-4 и Катериновку?
– Это вопрос к штабу! Сейчас я к ним зайду. Если мне подскажут…
– Но Вы видели, как это все происходит? Может, Вы знаете?
– Мне туда не надо! Если понадобится, я проеду, понимаете?! Я не знаю, как там.
К сожалению, в штабе никого не оказалось, кто бы мог дать ответ. И мне предложили перезвонить в 15:30.

☎ Перезваниваю в 15:30:
– Значит, смотрите! В полицию сходила. Они сказали, что все разрешения, все письма пишите на ООС. Это мне полиция сказала, которая у нас дежурит.
– То есть прежде чем ехать в Золотое-4 и Катериновку, нужно согласовывать с ООС?
– Да!

Круг замкнулся. Занавес.

Новини